tima: (Default)
[personal profile] tima
"Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим..."


Я много лет пытаюсь записать родительские воспоминания о войне. И много лет мне это не удается - мама сразу начинает плакать, и дальше выходит у нее только одна фраза:"За что? За что ее? Маня ведь была 16-летней невинной девушкой. Она только-только лифчик носить начала и не целовалась ни разу ни с кем из парней." С тех лет, когда мама плакала не сразу, я знаю как случилось, что ее двух сестер, уже ушедших из местечка с родителями, но вернувшихся за какой-то мелочью обратно домой ("Вы идите, идите, мы вас быстро догоним!"), схватили немцы, вошедшие в местечко, через которое за час до того промчалась машина с несколькими красноармейцами, оравшими:"Уходите, сзади нас немцы!" Девушек поймали, местечковый народ согнали в центр, вытащили сестер на площадь и насиловали, пока младшая не сошла с ума. А потом выстрелили каждой в голову.

В войну из 10 детей у моего деда и бабушки выжил один ребенок - моя мама. Моему отцу повезло больше - из пятерых детей выжили трое. Дед с отцовской стороны ушел на фронт осенью 41-го, оставив беременную жену. В декабре он погиб в своем первом бою под Ржевом, есть братская могила. Мой дядя родился в мае 42-го, так и не увидев своего отца. А до этого их семью эвакуировали в Курганскую область, в какую-то глухую деревеньку, в которой из всей власти был один инвалид - безногий председатель колхоза.

В колхозе было несколько коров и пара лошадей. Есть было нечего самим "колхозникам", а уж про эвакуированных и говорить нечего. На покосе летом 1942-го произошел несчастный случай - пастушок не доглядел, и пару недель тому родившийся жеребенок попал под сенокосилку. Ножку жеребенку срезало чисто, как бритвой. Объяснительную об этом акте саботажа директор колхоза отправил в район уполномоченному. А в конце добавил еще одну плохую новость:"А Москву задрали волки." За недогляд на покосе и за распространение панических слухов о Москве директор был осужден и отправлен в лагерь. 11-летнего пастушка уполномоченный на первый раз пожалел и под суд не отдал - тот был главой семьи, в которой кроме него и мамы-вдовы были 6-летняя сестра и 3-месячный брат.

Москвой звали старую кобылу, которая по старости с трудом уже передвигалась и должна была умереть своей смертью со дня на день. А 11-летним пастушком был мой отец.

Те, кто войну прошел, или не говорят о ней, или говорят крайне мало. И не бьют себя в грудь кулаками, не кричат:"Мы - победители, потому что мы двадцать миллионов потеряли! А не то, что пиндосы со всякими англичанами." Как мне кажется, такое кричат нынешние "десантники", купаясь пьяными в фонтанах на день ВДВ и распугивая все живое вокруг. Или хронически нетрезвый 30-летний механизатор Вася, на 9 мая выпавший из трактора прямо в вечную лужу напротив сельсовета. А те, кто выжил в страшное время, не считают этот день праздником. Это только Лещенко мог петь про "праздник со слезами на глазах". У нас в семье, семье, прошедшей оккупацию, эвакуацию, блокаду, фронт, эпидемии, тиф и голод, 9 мая праздником никогда не был. Это был День Памяти. День Дани. День Скорби. День Поминовения. День, в который выжившие принимали свою судьбу - жить за себя и тех, кто не выжил. Никакой это не праздник.

И не только у нас в семье. Советские средства массовой информации, не понимая что они показывают и о чем сообщают, честно описывали встречи однополчан после официальных мероприятий на Красной площади. А те уходили оттуда и по-своему, по-человечески, без надзора, официальных речей, присутствия партийных боссов во дворце съездов, где этих боссов с бессчетными Звездами Героев на груди было намного больше воевавших и выживших, и всего этого наносного отмечали этот день как люди - памятью, словами от сердца, молчанием над налитыми стаканами, которые уже никто никогда не поднимет. 1-ый Украинский фронт. Закавказский фронт. 3-ий Белорусский фронт. 2-ой Прибалтийский фронт. Ленинградский фронт. И все-все-все остальные. Они не праздновали. Как можно праздновать, что у тебя на глазах соседа по строю разорвало миной, а ты остался живой? Как можно праздновать, что кто-то сгорел в танке, не успел выпрыгнуть из горящего бомбардировщика, не встал из окопа, не вернулся из разведки, не выжил от ранений? Это праздник?!

Есть праздники. А есть Дни. Кто-то скажет - американцы-козлы, даже не отмечают "свой" V-day. Потому что у них погибло с гулькин нос, да они еще и нажились на этой войне. А вот у нас - Победа! У нас 20 миллионов погибших! В каждой семье!

Это неправда. Американцы тоже отмечают День Победы. И поздравления официальные и статьи в газетах. Но никто не проводит парады или демонстрации. Скорее, смотрят фильмы, вспоминают как 7 мая 45 года вся страна обнималась друг с другом, смеялась, счастливая, как женщины и девушки, вместо мужчин вставшие к станкам и без устали день и ночь клепавшие эйркобры, студебеккеры, джипы, шерманы, патроны, снаряды, мины, орудия, чтобы все это грузить в караваны и отправлять за океан в Европу или в океан - на битву с Японией, как они праздновали то, что смогут отдохнуть и смогут увидеть своих мужчин, вернувшихся из PQ караванов, из Африки, из Нормандии, с островов Тихого океана, Италии, Германии. Вот это был праздник.

А сейчас в Америке есть два выходных дня - День Ветерана, когда страна чествует всех своих военнослужащих всех войн, и День Памяти, когда каждая семья поминает своих погибших, участвовавших и не доживших. Для этого дня не надо терять 20 миллионов. Один человек в твоей собственной семье - вечная трагедия. И не стоит радостно бить себя в грудь про эти миллионы, уверяя всех, что войну выиграл СССР. Лучше вспомнить как и почему были потеряны эти жизни, и кто виновен в этих смертях. Или можно еще вспомнить финскую "выигранную" войну, в которой "напавшая на СССР" побежденная сторона потеряла 26 тысяч убитых, а победившая - 127 тысяч. И это при трехкратном перевесе живой силы, 20-кратном - в авиации и 100-кратном в танках. Кто сейчас заплатит за эти 127 тысяч? За те 20 миллионов? Все еще праздник у вас в душе?

Мы уйдем, следующее поколение и знать не будет про такой жест - аккуратно ребром правой ладони собрать со стола крошки, смахнуть на левую руку и отправить в рот. Я помню как бабушка и отец всегда это делали, нарезая хлеб к обеду. Я помню рассказы как выжил мой только родившийся дядя, выжил лишь благодаря крохотным яйцам стрижей, живших под кровлей сарая, в котором обитала эвакуированная с Украины в Курганскую область семья. Отец рассказывал, что яйца те были в аккурат на чайную ложечку. Он с двоюродным братом (11 и 9 лет) лазили под крышу, проверяли гнездо и брали яйца, всегда оставляя хоть одно. А после разбивали и скармливали своему полугодовалому брату, который только открывал рот. Сами так никогда не съев ни одного того яйца. И про многое другое помню. И имя Левитана уже не будет ассоциироваться у людей со сводками "От Советского информбюро", звучавшими несгибаемым металлическим голосом из "тарелок" на улицах. В лучшем случае самая образованная молодежь подумает о художнике. И табличку на Невском с надписью "Граждане, при артобстреле..." закрасят или просто оторвут.

А что у вас в семье? Надеюсь, помнят и знают. Давайте выпьем сегодня за нашу память и за всех тех, кто в ней будет вечно жить.

Profile

tima: (Default)
tima

December 2025

S M T W T F S
 12 3 4 5 6
7 8910111213
14 15 16 17 18 1920
21 22 2324 25 2627
2829 30 31   

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 4th, 2026 05:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios